POLLYANNA CAPITAL PARTNERS
 

Почему Golama больше никому ничего не доставит

2020/01/15

Golama, входившая в тройку крупнейших в России сервисов по доставке продуктов питания, 14 января прекратила свою работу. Эксперты предупреждают, что компании, не нашедшие крупных партнеров, обречены на вымирание.

Московский сервис по доставке продуктов питания Golama 14 января прекратил свою работу, об этом компания оповестила вчера всех своих клиентов. У компании нет никаких активов, самое ценное, что у нее есть, — клиентская база. Почему игрок, входящий в топ-3 компаний по доставке продуктов питания на таком привлекательном и перспективном рынке, так и не нашел инвесторов?

По словам директора по маркетингу компании Golama Николая Кочмарского, в разработку программного обеспечения и настройку сервиса было инвестировано почти 500 млн рублей: собственная логистическая платформа, собственная CRM, система управления заказами. Например, на заказ автоматически назначался курьер и сборщик, без вмешательства менеджера. В приложении был функционал, который позволял делать покупки онлайн максимально удобно: простой повтор купленных ранее товаров, фильтры, рекомендации, подборки на витрине.

«Нехватка денег входит в топ причин закрытия стартапов. Проект, который отвечал потребностям клиентов, был близок к прибыльности (при достижении определенных объемов), обладал рыночными преимуществами, к сожалению, не нашел достаточного финансирования для нового рывка», — говорит Николай Кочмарский. В компании уверяют, что покидают рынок без долгов по зарплате перед сотрудниками.

Справка
Сервис Golama (первичное название Golamago) был запущен совладельцем агрегатора заказа такси группы компаний «Везет» Евгением Львовым в марте 2018 года.

Основная идея бизнеса — срочная доставка продуктов из магазинов, которые находятся в определенном радиусе от клиента. За неполные 2 года приложение скачали более миллиона человек, 570 тыс. зарегистрировались и 62 тыс. сделали заказы. В мае 2019 года среднесуточное количество заказов перевалило за тысячу. Оборот компании в 2018 году был 0,27 млрд рублей с НДС, по оценке ИА INFOline.

При старте в сервис было инвестировано 100 млн рублей, в начале 2019 года основатель привлек еще 150 млн рублей от физлиц, имена которых он не стал раскрывать. Очевидно, что этими инвесторами стали нынешние владельцы компании. Юридическое лицо Golama — ООО «Лама-М», на 100% принадлежащее ООО «Лама маркет». По данным «Контур. Фокус», у него 10 совладельцев. Долей 39,7% владеет Владимир Ямбуренко, у Владимира Долгих 20,5%, у Елены Ямбуренко — 19,2%, у Павла Кузьмина — 9,9%, у Сергея Моисеева — 4,2%, у Виктора Коновалова — 2,4%, у гендиректора Андрея Толмачёва — 1,9% (имеет опцион). На доли еще троих человек приходится менее процента акций.

По данным за 2018 год (статистики за 2019 год еще нет), выручка ООО «Лама маркет» составила 13,2 млн рублей, чистый убыток — 74,5 млн рублей.

Такие сервисы, как Golama, обречены на вымирание. На рынке доставки будут выживать не те, у кого лучший сервис, а те, у кого за спиной стоит больше денег.

Компания доставляла продукты питания конечным покупателям по Москве из таких федеральных сетей, как Metro Cash&Carry, «Лента», «ВкусВилл», «Азбука вкуса», «Бахетле» и другие. «Мы не ожидаем сбоев или задержек доставки продуктов питания в связи с прекращением работы Golama. Metro доставляет со своей собственной онлайн-витрины delivery.metro-cc.ru в партнерстве с сервисом доставки, а также активно сотрудничает с широким пулом сервисов», — отметили в пресс-службе Metro Cash&Carry.

Не прошли проверку ВЭБ

В июне 2019 года в рамках ПМЭФ Golama объявила о достигнутой договоренности с инвестфондом VEB Ventures (принадлежит ВЭБ), который должен был вложить в ее развитие 500 млн рублей. Но этих денег компания не получила.

На ПМЭФ-2019 был подписан Term Sheet, предварительное соглашение об основных условиях сделки. Согласно которому предполагалось выделение финансирования в конце 2019 года по итогам экспертизы компании. «После глубокого анализа мы отказались от сделки, оценив риски как крайне высокие», — пояснила пресс-секретарь VEB Ventures Антонина Грибанова.

Николай Габышев, управляющий партнер инвесткомпании Peregrine Capital, отмечает, что инвестфонды, перед тем как инвестировать средства в компанию, проводят в ней финансовый, юридический, налоговый аудит, проверяют законность интеллектуальных прав и технологическую сторону бизнеса. Также анализируют бизнес-модель компании на устойчивость и ее масштабируемость. «Видимо, модель Golama была непривлекательной для инвестирования», — отмечает Николай Габышев.

Какая бизнес-модель победит: ретейлеры vs сервисные компании

Сегмент доставки продуктов питания из магазинов конечным потребителям сегодня активно растет, но его объемы пока ничтожно малы. Это примерно 0,2–0,3% от общего розничного оборота продуктов питания в России, который составляет около 17 трлн рублей. Если рассматривать рынки двух столиц — Москвы и Петербурга, то это чуть менее 1%.

По оценкам Х5 Retail Group, доля онлайн-рынка продуктов питания к 2029 году вырастет с нынешних 0,2 до 4,5%.

Сегодня тройка лидеров по доставке продуктов питания на дом (не путать с доставкой готовой еды из ресторанов и кафе) выглядит следующим образом: сервис iGooods, работающий в Петербурге, Москве и регионах (выполнил в 2019 году около 700 тыс. заказов), «Сбермаркет» (ранее Instamart), работающий в городах-миллионниках (выполнил 420 тыс. заказов), и Golama, работающий только в Москве (около 300 тыс. заказов).

Насколько я знаю, у компании даже автопарка своего не было, поэтому самое ценное, что у нее есть, — это клиентская база. Все сервисы по доставке продуктов питания в России операционно убыточны.

Управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods Григорий Кунис отметил, что уход с рынка Golama стал для него полной неожиданностью. «Мне очень жаль, что такая сильная компания свернула свою деятельность. Предполагаю, что основная причина — нехватка финансирования. Насколько я знаю, у компании даже автопарка своего не было, поэтому самое ценное, что у нее есть, — это клиентская база. Все сервисы по доставке продуктов питания в России операционно убыточны. Но рынок растущий, привлекательный, и многие на него смотрят. iGooods находится на инвестиционной стадии: средства уходят на развитие в регионах и Москве, IT, маркетинг и т. д. Операционной окупаемости iGooods достиг в Санкт-Петербурге, Сургуте, Оренбурге и Казани. Стратегия компании предусматривает, что мы выйдем на безубыточность в 2021 году», — сообщил Григорий Кунис.

Генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков отмечает, что сегодня в России действует две основные бизнес-модели среди компаний по доставке. Первая — это когда продуктовые сети сами доставляют онлайн-заказы, вторая — доставка продуктов питания сервисными компаниями. «Я думаю, что победит в итоге одна какая-то модель. Например, в США рынок в руках у сервисных компаний, а в Европе — у продуктовых ретейлеров. В России рынок foodtech очень быстрорастущий и перспективный. Поэтому удивительно, что Golama не смогла найти инвесторов или продаться продуктовым сетям. Уход ее с рынка — это тревожный звоночек, который говорит о том, что инвесторы на данном этапе не видят перспектив в развитии сервисных компаний. На мой взгляд, такому бизнесу надо добавлять еще какую-то ценность для потребителя, кроме доставки продуктов из точки, А в точку Б», — считает Иван Федяков.

«На рынке доставки есть „Яндекс. Еда“, есть Delivery Club, есть „Утконос“, есть „Перекресток“. Это основные игроки, остальное — это флуктуация. Такие сервисы, как Golama, обречены на вымирание. На рынке доставки будут выживать не те, у кого лучший сервис, а те, у кого за спиной стоит больше денег, — уверен Алексей Федоров, управляющий партнер сети „220 Вольт“. -Сейчас в такие проекты вкладываются огромные инвесторские деньги, десятки и сотни миллионов долларов, например, как сервисы доставки от „Яндекса“, как „Достависта“. Х5 Retail Group уже превысила порог и по антимонопольному законодательству больше не может открывать новые магазины в некоторых городах, логично, что они начинают активно инвестировать в развитие интернет-торговли. Конкурировать с „Перекрестком“ в ближайшее время не сможет никто».

Источник: MarketMedia