В Петербурге готовится сделка между Castorama и «Максидомом»2019/12/26
Петербургская компания «Максидом» ведет переговоры о покупке сети DIY Castorama. Об этом РБК Петербург сообщил председатель совета директоров Сохранение бренда«Мы рассматриваем возможность покупки сети Castorama и ведем переговоры по этому поводу с собственником сети — Kingfisher. Окончательное решение может быть принято ориентировочно к концу января 2020 года. Сейчас обсуждаются параметры сделки», — отметил Александр Евневич. По его словам, «Максидом» обсуждает покупку юридического лица, владеющего сетью Castorama в России («Касторама Рус»); покупка будет осуществляться за счет собственных и заемных средств в равных долях. Александр Евневич отметил, что после покупки магазины Castorama сохранят свой бренд, но планируется изменить ассортиментную матрицу и внутреннюю политику сети. «Хотелось бы через год после сделки сократить убыток Castorama с 4 до 1 млрд руб., а к концу второго года работы выйти в прибыль», — добавил он. В компании Castorama на момент написания статьи на запрос РБК Петербург не ответили. Убыточный активБританская компания Kingfisher, владеющая сетью магазинов, объявила об уходе с российского рынка в конце прошлого года. «Мы приняли сложное решение прекратить свою деятельность в России. Это привлекательный рынок, но наша доля на нем относительно небольшая», — заявил тогда генеральный директор корпорации Вероник Лори. Компания работала в России с 2006 года. Помимо России корпорация Kingfisher решила свернуть деятельность в Испании и Португалии, где у нее были неудовлетворительные финансовые показатели. Kingfisher сосредоточился только на тех рынках, где у Castorama уже есть лидерские позиции. Сегодня сеть Castorama занимает четвертое место на российском рынке DIY. Выручка «Касторама Рус», согласно данным СПАРК, снижается с 2015 года, в 2018 году она составила 31,9 млрд руб., а чистый убыток вырос почти на 43%, до 4 млрд руб. Билет в тройку лидеров«Для меня это не сюрприз, интерес к Castorama компания „Максидом“ проявляла еще весной», — говорит управляющий партнер инвесткомпании Peregrine Capital Николай Габышев. «Сделка знаковая для рынка, она показательна тем, что иностранцы, которые не смогли найти свое место в России, ищут любую возможность получить деньги и покинуть рынок. Убытки никто не множит», — отмечает эксперт. «Сделка даст серьезный прирост выручки „Максидому“, за счет чего компания вытеснит OBI и займет 3 место в тройке лидеров, где первое место у „Леруа Мерлен“, а второе — у СТД „Петрович“. Сейчас „Максидом“ — на 6 месте, если не учитывать „Сатурн“, который специализируется на оптовых продажах», — говорит Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. Компании в одной весовой категории, при этом их объекты не пересекаются, «каннибализации» трафика не будет, добавляет он. По данным INFOLine, в первом полугодии 2019 года выручка Castorama снизилась на 6,9% (4 место на рынке), до 12,8 млрд руб., а «Максидом» увеличил выручку на 2%, до 11 млрд руб. Отметим, что сейчас «Максидом» владеет 15 магазинами, у Castorama — 19. Иван Федяков уверен, что «Максидом» сможет «прокачать» объекты Castorama, улучшить их финансовое положение и увеличить выручку с 1 кв. м: «Плюс Castorama в том, что у нее много типовых гипермаркетов, стандартных коробок, в отличие от „Максидома“, который занимал неформатные помещения, как например павильон для испытания макета дамбы на Гражданском проспекте». Рынок покупателяСумма сделки может составить от 5 до 10 млрд руб., в зависимости от «наполнения», оценивает Иван Федяков. «Последняя крупная сделка была по покупке „ «Вряд ли владельцы „Максидома“ будут платить за операционный бизнес, скорее сделка пройдет как покупка объектов недвижимости, а 19 магазинов могут стоить максимум 10–12 млрд руб.», — оценивает Николай Габышев. Он поясняет, что сейчас однозначно «рынок покупателя», а Александр Евневич — не тот покупатель, который будет переплачивать за актив. Оба эксперта согласны, что решение сохранить бренд — правильное. «Если в Петербурге доверяют „Максидому“, то в других городах выше узнаваемость у Castorama. Кроме того, привлекает шарм иностранной компании», — объясняет Иван Федяков. По этому пути пошли покупатели «Стокманна», чтобы сохранить существующую качественную аудиторию, напоминает Николай Габышев. Про рынокГодовой объем российского рынка DIY, по оценке INFOLine, составляет около 1,5 трлн руб., в последние годы его ощутимо поддерживал бум ипотеки, когда По словам самого Александра Евневича, рынок DIY продолжает стагнировать, его участникам удается нарастить и сохранить долю только за счет ухода других игроков. Так, «Максидом» Источник: |