«Ашан» или хруст французской булки2019/02/21
Французская сеть «Ашан», один из лидеров продуктового ретейла России, начинает жесткую реорганизацию бизнеса. Источники MarketMedia говорят, что в ее рамках могут быть закрыты до трети всех магазинов и не исключают, что сеть вовсе покинет российский рынок. Представители самого «Ашана» эти планы опровергают. Как рассказали MarketMedia несколько источников, близких к компании, в ней началась жесткая реорганизация, которая может завершиться закрытием десятков российских магазинов в среднесрочной перспективе. Проект получил название Renaissance. Его курирует бывший директор по формату «Супермаркеты» Оливье Омнес. Сотрудники компании рассказали MarketMedia о планах руководства на 50% сократить штат головного офиса. «Каждый день сокращают по «Только в этом году хотят закрыть 30–40 торговых точек под брендом «Атак», — сообщил источник, знакомый с ситуацией. О планах «Ашана» сократить одну из сетей слышали и другие участники рынка. Правда, они думали, что речь идет не об «Атак», а о сети дрогери Lillapois. Сам «Ашан» в январе заявил об отказе развивать ее в России. В момент выхода на российский рынок в августе 2016 года в «Ашане» планировали открывать по 20 Lillapois в год, но к январю 2018 года в стране работали всего три точки сети. Источники MarketMedia настаивают на том, что закрывать будут «Атаки». Мария Курносова Renaissance — это внутреннее название процесса анализа рентабельности объектов в рамках операционной деятельности компании. В розничной торговле существует общая практика, в рамках которой нерентабельные магазины закрываются, а ставка делается на открытие более перспективных. В 2019 году «АШАН Ритейл Россия» закроет 30 нерентабельных магазинов. Большинство из них относятся к форматам супемаркеты и магазины у дома. Последний пример — закрытие отдельно стоящих магазинов косметики Lillapois в Москве Мы не подтверждаем информацию о массовом сокращении персонала центрального офиса. В настоящее время в рамках проекта автоматизации и централизации департамента кадрового администрирования, который не имеет отношения к «Ренессансу», упразднены региональные отделы расчета заработной платы. Сотрудникам был предложен перевод на аналогичные должности в Москву либо на другие должности в рамках их региона. Отказались от предложений, согласно законодательству РФ, 25 человек. Письмо от босса О серьезных изменениях в организации российского бизнеса гендиректор «Ашан Ритейл Россия» Франсуа Реми сообщил в конце января в письме сотрудникам компании. Он пояснил, что решение «уменьшить состав и сплотить команду дирекции компании» принято «в контексте сложных финансовых результатов с целью повышения эффективности работы». По его плану, 2019 год должен «ознаменовать собой перезапуск «Ашан Ритейл Россия». Но участники рынка считают, что эта реорганизация — запоздалая мера. «Боюсь, это начало конца. В результате множества ошибок компания проигрывает конкуренцию и, скорее всего, покинет рынок России уже в течение ближайших 2–3 лет. Увы, но „Ашан“ — пример того, что преимущества, продолженные до бесконечности, превращаются в противоположность», — говорит один из собеседников MarketMedia. «АШАН Ритейл Россия» не планирует покидать российский рынок. В ближайшее время мы открываем самый крупный логистический центр в Европе — «Южные врата» в Московской области, а также гипермаркеты в Челябинске и Пушкино», — парировала Мария Курносова. У него на это шесть причин… Арно Труссе, сооснователь и генеральный директор компании Geomatrix Predictive Analytics (более 3 лет работал в сети «Ашан» и отвечал за работу отдела исследований и анализа потребительского поведения, обучение и подготовку специалистов по геомаркетингу), говорит, что главная беда «Ашана» — промах в стратегии развития. «Сеть долго работала в формате гипермаркет и инвестировала в него большие средства. А будущее продуктовой розничной торговли оказалось за форматами „супермаркет“ и „магазины у дома“. Но „Ашан“ слишком поздно заявил о развитии этого формата, открыв первые объекты только в 2013 году, когда у „Пятерочки“ было уже более 3 тысяч магазинов, а у „Магнита“ более 7 тысяч. В 2018 году „Ашан“ имел 12 точек, в то время как „Магнит“ и „Пятерочка“ — более 26 тысяч. Французский ретейлер больше экспериментировал с большими форматами — „Ашан Сити“, „Радуга“, „Ашан Сад“. Он попробовал в течении 10 лет запустить „Ашан Драйв“, но так и не открыл ни одного магазина. Их попытки диверсификации бизнеса в сегменте косметики с проектом Lillapois также закончились закрытием этой сети в 2019 году», — говорит Арно Труссе. Другие собеседники MarketMedia назвали еще пять причин, которые могут оказаться фатальными для бизнеса компании. « «Вторая проблема в том, что „Ашан“ построен на принципе децентрализации. Она хорошо работает в небольшой розничной компании, стимулирует инициативу. А на больших размерах превращает ее в неуправляемую конфедерацию. Злые языки давно назвали „Ашан“ конфедерацией независимых магазинов: нет единого ассортимента, единой ценовой политики (кроме общих принципов), единого мерчандайзинга. «Кроме того, в компании присутствует негибкость в форматах — все новые и нестандартные форматы „ Четвертая причина — очевидные проблемы менеджмента. Как говорит один из бывших сотрудников сети, «Ашан» так и не стал международной компанией: «Это французская компания с международным участием. Без французского языка карьеры в ней не сделать. А французские И, наконец, пятая проблема, которая является следствием нетребовательности менеджмента, — это отвратительный ассортимент. «Эрозия ценового преимущества превращает магазины в помойки», — говорит один из собеседников MarketMedia. Ты помнишь, как все начиналось? «Ашан» пришел в Россию в 2002 году, первые магазины открывались в формате гипермаркетов в Москве за МКАД. В первые годы он был очень популярен среди населения, в выходные в него устремлялись вереницы машин, на кассах были огромные очереди и забитые доверху тележки с товарами. Ретейлер потерял свои конкурентные преимущества, когда начались контрсанкции и он не смог ввозить в страну многие французские товары, в том числе вино и сыры, за которыми россияне любили ездить именно в эту сеть. Сейчас сеть, по официальной информации, насчитывает 338 объектов, всего в компании трудится 41 тыс. человек. Однако последние годы французский ретейлер теряет долю рынка в России. По подсчетам INFOline, выручка сети «Ашан» в России снижается уже несколько лет подряд. Так, в частности, в 2015 году оборот сети был 373,1 млрд рублей (без НДС), а по итогам 2018 года — всего 306,4 млрд рублей (см. инфографику). Сейчас управляющий партнер инвесткомпании Peregrine Capital Николай Габышев оценивает операционный бизнес «Ашана» в России в 100–120 млрд рублей (без учета недвижимости и долга). «Ашан» старается меняться, например, запустил интересную программу развития СТМ, изменил стратегию развития, объявил о запуске формата у дома. Но в компании слишком долго принимают решения, надо гораздо быстрее. Например, именно «Ашан» одним из первых Но, по мнению Ивана Федякова, редко кто из международных сетей смог добиться успеха в продуктовом розничном ретейле в чужой стране, чаще всего это национальная история, лидирующие позиции обычно занимают местные сети. Марина Чернявская Я 2 года работала в «Ашане». Все это время в компании шли бесконечные реорганизации, которые руководство объясняло желанием сделать как лучше. А по факту никаких улучшений не было. В чем причина? «Ашан» — это компания с жесткой иерархией, где можно расти и делать карьеру, соблюдая кодекс этикета и лояльности. Это машина для зарабатывания денег (есть бонусы для сотрудников, есть отчисления на накопительные счета и др.). Но разница в финансовом положении топов и линейного персонала колоссальная. Возможно, у европейской «головы» есть желание Поэтому с 2002 года, с момента прихода в Россию, «Ашан» никак не изменился, хотя и рынок, и покупатели стали совсем другими. Мы живем в глобальном мире с высокой конкуренцией. Это надо принимать в расчет. Но «Ашан» работает как на другой планете. Второе — компания постоянно сокращает штат, чтобы поддерживать благоденствие верхушки. А оставшимся сотрудникам приходится работать значительно больше за те же деньги. Третье: топы «Ашана» в РФ не готовы отказываться от бонусов. При этом зарплаты линейных сотрудников в компании ниже рынка. Одна из моих клиенток обратилась туда по вакансии HR, и ей предложили ставку всего 26 тыс. рублей в Москве!!! Четвертое — компания декларирует, что тратит средства на развитие, на инновации, на технологии. Но покупатель их не ощущает. Год назад, после того, как конкурирующая сеть «Глобус» открыла в России первый магазин нового формата в Котельниках, руководство «Ашана» занервничало, и пошли разговоры, что надо Долго так продолжаться не может. Либо «Ашан» должен кардинально измениться и перестроиться, либо он неизбежно покинет российский рынок в течение ближайших 2–3 лет. Источник: |