POLLYANNA CAPITAL PARTNERS
 

Владелец крупнейшего в России производителя молока готовится к IPO

2018/08/01

Немецкая Ekosem-Agrar — владелец российского агрохолдинга «Эконива» — объявила о начале подготовки к IPO. На какую оценку компания рассчитывает, какой пакет акций и кем может быть продан, а также возможные сроки сделки компания не раскрывает.

Но рассматриваются и другие варианты привлечения средств, уточнила компания.

«Эконива» — крупнейший производитель сырого молока в России. Собственники Ekosem-Agrar — российский гражданин немецкого происхождения Штефан Дюрр, менеджмент и другие инвесторы, говорит представитель немецкой компании.

Ekosem-Agrar нужны средства для расширения производства, в том числе для проекта переработки молока, объяснил Дюрр. Компания уже выпускает молочную продукцию — питьевое молоко, кефир, йогурты, мороженое, сыр под собственным брендом, а также под частными марками ритейлеров. Мощность переработки четырех заводов составляет 600 т молока в день, в мае 2018 г. они перерабатывали около 20% молока с собственных ферм, следует из данных компании.

Ekosem-Agrar нужны средства для расширения производства, в том числе для проекта переработки молока, объяснил Дюрр. Компания уже выпускает молочную продукцию — питьевое молоко, кефир, йогурты, мороженое, сыр под собственным брендом, а также под частными марками ритейлеров. Мощность переработки четырех заводов составляет 600 т молока в день, в мае 2018 г. они перерабатывали около 20% молока с собственных ферм, следует из данных компании.

Почему провалилось импортозамещение в молочной отрасли? Этих мощностей недостаточно. Их надо наращивать, чтобы увеличивать долю продукции с высокой добавленной стоимостью, говорит Дюрр. Раскрыть детали он отказался.

Собственная переработка гарантирует более стабильный рынок сбыта, защищает производителя сырого молока от сезонных ценовых колебаний, позволяет увеличить доходность молочного бизнеса, согласен исполнительный директор Союзмолока Артем Белов. Если «Эконива» будет перерабатывать большую часть собственного молока, она вполне может претендовать на 3-е место после Danone и PepsiCo, считает он.

Агрохолдинг интересен инвесторам, уверен Белов. В России это одно из самых эффективных предприятий с самой высокой EBITDA в отрасли. В 2017 г. этот показатель составил 98,8 млн евро. К тому же у Ekosem-Agrar прозрачная отчетность, а сама компания — одна из немногих в сельскохозяйственном секторе, кто имеет опыт привлечения финансирования за рубежом. Оценить компанию можно в 6–7 EBITDA, говорит управляющий партнер Peregrine Capital Николай Габышев. Получается, что Ekosem-Agrar может стоить 590–790 млн евро.

Пока не известно, будет компания размещаться в Германии или в России, говорит Дюрр. На немецком рынке она известна: в 2012 г. Ekosem-Agrar разместила на Штутгартской бирже облигации двух выпусков — с погашением в 2021 и 2022 гг. на общую сумму 128 млн евро.

Если компания решит размещаться в Германии, то логика в этом есть: если она уже зарекомендовала себя хорошо на зарубежном рынке, привлечь инвестора будет проще, считает управляющий директор «ТКБ инвестмент партнерс» Владимир Цупров. Но будет ли это размещение успешным, зависит не только от этого: на интерес инвесторов может повлиять также и общий негативный экономический фон в России — действуют санкции, увеличивается НДС, растет пенсионный возраст. Плюс потребительский спрос не растет, говорит Цупров. В прошлом году спрос на молочную продукцию стал падать: продажи кефира сократились на 8,4%, стерилизованного молока — на 7%, йогуртов — на 5,8%, сообщала Nielsen данные с сентября 2016 г. по сентябрь 2017 г. По итогам I квартала он стал немного расти — в основном на традиционную молочную продукцию из-за роста реальных располагаемых доходов населения, говорит Белов.

Источник: Ведомости