POLLYANNA CAPITAL PARTNERS
 

Майское отступление

2018/05/16

Немецкий ретейлер MediaMarkt готовится уйти из России. Всю розницу заберет безусловный лидер рынка «М.видео», завершивший объединение с «Эльдорадо». В Петербурге у немецкой сети сейчас работает 11 магазинов.

Как стало известно «ДП», компания «М.видео», контролируемая группой"Сафмар» семьи Михаила Гуцериева, близка к закрытию сделки по покупке сети MediaMarkt в России. Об этом «ДП» сообщили сразу четыре участника рынка. По их данным, принципиальные договоренности по финансовым вопросам уже достигнуты и сделка может быть закрыта в ближайшее время. «Если договоренности будут соблюдены, то MediaMarkt покинет российский рынок», — говорит один из источников. Топ-менеджер одной из девелоперских компаний в Петербурге сообщил, что на местах немецкого ретейлера будут открыты «М.видео» и «Эльдорадо». По мнению источника, процесс ухода MediaMarkt из России начался более полугода назад. В петербургских ТРК сеть сократила площади за последнее время почти в 2 раза.

В «М.видео» сообщили, что информация по закрытию сделки неверна, а на дополнительный вопрос, находится ли она в завершающей стадии, не ответили. В российском подразделении немецкой сети Media-Saturn сообщили, что не уполномочены комментировать сделки, штаб-квартира в Германии на запрос «ДП» на момент выхода материала не ответила.

Пошли по схеме

Управляющий партнер инвесткомпании Peregrine Capital Николай Габышев оценил стоимость компании в 8 млрд рублей, исходя из мультипликатора 0,24 к годовой выручке без дисконта и учета долга.

По оценке InfoLine, оборот сети MediaMarkt сократился на 9 млрд рублей, в 2017 году был 34 млрд рублей, в 2016-м — 43 млрд (без НДС). Это составляет 2,5–3% доли от всего рынка бытовой техники, электроники, мобильных устройств в России объемом 1,5 трлн рублей.

Infoline оценил чистый долг MediaMarkt по итогам 2017 года в 7 млрд рублей. «Не совсем понятно, зачем „М.видео“ нужен MediaMarkt. Наверное, дело в мультиформатности и укреплении лидирующих позиций на рынке. Возможно, в случае оформления сделки могла использоваться популярная схема, при которой MediaMarkt получит миноритарную долю в „М.видео“, но только временно, для того чтобы постепенно продать эти акции и получить деньги», — говорит Николай Габышев. Также инвестбанкир не исключил, что сумма подобной сделки могла составить один рубль, так как в похожих случаях ретейлеры приобретаются за долги.

В Федеральной антимонопольной службе сообщили, что такое ходатайство к ним не поступало. При поступлении документ будет рассмотрен в установленные законом сроки (один месяц с возможностью продления еще на 2 месяца), подчеркнули в ведомстве. Но, скорее всего, покупку MediaMarkt не надо согласовывать в ведомстве. В поле зрения ФАС попадают сделки компаний, чья общая доля рынка превышает 35%. «М.видео» и «Эльдорадо» официально объединились пару недель назад и сейчас занимают, по их собственным данным, 25–26% рынка.

Судьба в России

Немецкая сеть MediaMarkt работает на российском рынке с 2006 года, и на конец 2017-го у нее было 135 магазинов в России. Из них в Петербурге работают восемь гипермаркетов под вывеской MediaMarkt и еще три — это отделы shop-in-shop в магазинахMETRO C&C. Компания изначально работала в низком ценовом сегменте и использовала агрессивную рекламную кампанию, однако, несмотря на широкую известность, в число лидеров так и не попала. Судя по данным СПАРК, ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» (развивает сеть MediaMarkt в России) несет убытки с 2013 года, причем с каждым годом их сумма растет. Так, в 2013 году компания была в минусе на 0,7 млрд рублей, а в 2016 году — уже на 4,3 млрд рублей, в то время как выручка сети сокращалась.

Выручка могла упасть по объективным причинам, говорит Иван Федяков, и перечисляет их: падение покупательской активности, снижение розничных цен на фоне укрепления рубля, приход сильных китайских брендов. Все это привело к снижению среднего чека в магазинах, MediaMarkt проигрывал более активным игрокам, отмечает эксперт.

В прошлом году розничная сеть MediaMarkt заметно приросла: с 59 магазинов в 2016 году до 135 в 2017 году, но произошло это за счет развития нового формата: отделов shop-in-shop внутри гипермаркетов METRO C&C. Обе эти торговые сети до 2017 года входили в одну Metro Group. Падению выручки немецкого ретейлера могло способствовать и стремительное развитие интернет-продаж. «М.видео», например, в прошлом году в онлайне рванул вверх на 41%. «Его выручка от онлайн-торговли такая, как у всей сети MediaMarkt за год», — отмечает Иван Федяков.

Удар для поставщиков и сетей

Если предположить, что MediaMarkt в последнее время терял свои позиции, для рынка бытовой техники и электроники это скорее негативная новость. Рынок консолидируется, и объединенная компания «М.видео» — «Эльдорадо» еще сильнее укрепит свои позиции. Иван Федяков уверен, что для крупных поставщиков и производителей уход еще одной сильной компании с рынка — большой удар. Монополистом «М.видео» нельзя назвать, ее доля далека от 50% рынка, но доминирование на рынке, очевидно, будет, ожидает он.

Участники рынка уповают на то, что, раз уж сети уживались до объединения, справятся и после него. «Краткосрочный захват доли рынка не дает компании стратегических преимуществ. Хотя опыт показывает, что ценовые войны вспыхивают из года в год», — говорит Александра Перцева, PR-директор «Евросети».

«Покупка MediaMarkt откроет возможности для остальных игроков: часть клиентов немецкой компании перейдет в другие сети», — ожидает операционный директор «Юлмарта» Михаил Лысенко. Он обращает внимание на то, что хотя позиции объединенного ретейлера на рынке бытовой техники и электроники усилятся, но «Сафмару» предстоит решить проблемы интеграции команд и процессов.

Позиции MediaMarkt ослабли в последнее время, так что его присоединение к «М.видео» ничего особо не поменяет на рынке. Слабых сторон у MediaMarkt нет. Разве что их бизнес-модель, согласно которой каждый магазин — самостоятельное предприятие. На европейском рынке такая модель работает, там можно отдать на аутсорсинг множество процессов, а в России показывает плохие результаты. Рост MediaMarkt был субсидированным, и как только после 2014 года головная компания перестала инвестировать в российское подразделение, у них все пошло не очень.
ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВ
совладелец DNS

Не хотелось бы комментировать эту ситуацию, не вижу для этого пока оснований. Говорить о влиянии на рынок, на мой взгляд, не стоит. Даже если оборот «Сафмара» прирастет на несколько процентов, это уже не принципиально для рыночной ситуации, компания и так лидер. Главный вопрос сейчас — как уйдет MediaMarkt. Если закроется, то кому перейдут активы, которые занимают хорошие места. Ключевая ценность MediaMarkt сегодня — это магазины при торговых комплексах METRO C&C. Если удастся эти договоры сохранить, это будет удачей.
МИХАИЛ СЛАВИНСКИЙ
генеральный директор компании «Ситилинк»

Сделка такого масштаба не может не повлиять на рынок, но компании покрупнее уже привыкли работать в условиях конкуренции с практически непробиваемыми конгломератами. Мелкие магазины, конечно, более явно ощутят последствия. Многие говорят о том, что «Сафмар» создаст маркетплейс в противовес «Яндекс. Маркету», и это, пожалуй, основной интересный момент. Разумеется, «Сафмар» давно делает шаги в направлении монополии, несмотря на широкий разброс сферы интересов, фокус компании всегда остается на поглощении самых крупных игроков.
АЛЕКСЕЙ БАННИКОВ
генеральный директор ГК «Фотосклад.ру»