Половина акций тепличного комплекса «Новая Голландия» выкуплена ювелирной сетью «585/Золотой»
2016/12/27
Как стало известно «ДП», совладельцы «585 / Золотой» Антон Петров и Алексей Феликсов приобрели 50% комплекса по выращиванию роз «Новая Голландия». С Алексеем Антиповым, которому, по СПАРК, принадлежит 40% бизнеса, связаться не удалось, генеральный директор компании Дмитрий Литовский сказал, что этот вопрос не в его компетенции. Антон Петров и Алексей Феликсов подтвердили «ДП» информацию о вхождении в капитал ЗАО «Новая Голландия».
Отдали из-за долгов
Предприятие по выращиванию роз находится в городе Сясьстрое Ленинградской области и, по данным СПАРК, принадлежит экс-владельцу холдинга «Балтимор» Алексею Антипову (40%), председателю совета директоров Сясьского ЦБК Алексею Шмаргуненко (40%), бывшей совладелице «Балтимора» Миладе Гудковой (10%), а также Жанне Каратеевой (10%).
«Сделка закрыта примерно 2 месяца назад. Мы с Алексеем Феликсовым выкупили 50% акций компании у ее владельцев, которые продавались в связи с высокой долговой нагрузкой», — рассказал Антон Петров, сын Геннадия Петрова, широко известного в начале 2000-х годов авторитетного бизнесмена.
Сумму сделки стороны не раскрывают. Эксперты считают, что инвесторы могли получить контрольный пакет в обмен на погашение долговой нагрузки ЗАО «Новая Голландия». Согласно данным СПАРК, у компании долгосрочных обязательств на 2,2 млрд. рублей, из них заемные средства на 681 млн. рублей. «Рыночная стоимость всего актива не превышает 0,4–0,6 млрд. рублей», — говорит Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ГК «ФИНАМ». Он связывает сделку с попыткой сократить долговую нагрузку на бизнес в счет продажи доли в капитале.
«Сделка была не рыночная», — убежден управляющий партнер инвесткомпании Pollyana Capital Partners Николай Габышев, поясняя, что долговая нагрузка слишком высока, а оборот компании всего 729 млн. рублей, согласно данным СПАРК. «Исходя из опыта подобных сделок, инвесторы, скорее всего, договорились с банками-кредиторами о выкупе долгов с большим дисконтом — до 50%, которые погасят в ближайшее время при условии получения у владельцев компании контрольного пакета акций», — считает Николай Габышев.
Вторая жизнь розария
Новые инвесторы намерены сократить долговую нагрузку в I квартале 2017 года, а также вкладывать средства в развитие розария. По данным Дмитрия Литовского, мощность предприятия в 2016 году составила около 30 млн. цветов. В 2017 году объем будет зависеть от рыночной ситуации, но мы ожидаем роста, заметил он.
Цель компании, по данным новых владельцев, — занять 50% рынка свежесрезанных цветов в Петербурге, такую же цель ставил перед собой Алексей Антипов при создании компании. Пока же «Новая Голландия» занимает не более 1–1,2% городского рынка свежесрезанных цветов.
На Петербург приходится 10–15% российского рынка цветов. В ГК «Финам», со ссылкой на экспертную оценку рынка свежесрезанных цветов в России в 2016 году, называют цифру в 135 млрд. рублей, из них более 80% рынка приходится на импорт.
Как отметила Талия Ахметова, руководитель пресс-службы «Флорист.ру», рынок сейчас практически стоит на месте, растут только онлайн-продажи. По ее данным, российские производители роз занимают не более 10% рынка в высокий сезон, в основном компания продает импортные розы из Эквадора, Колумбии, Кении, Голландии.
Непростые цветы
Алексей Антипов запустил цветочный бизнес в 2009 году, но строить его начал еще в 2006 году — еще до кризиса и до продажи своего холдинга «Балтимор». Площадь хозяйства — 28 га. Общий объем инвестиций в проект составил тогда 53 млн. евро, из них только 30% — средства акционеров, остальное — заем в Северо-Западном банке Сбербанка. В банке от комментариев отказались.
К марту 2010 года бизнесмен планировал занять половину рынка свежесрезанных цветов Петербурга и 6% — российского. Компания вышла на заявленные показатели в 27 млн. роз в год, но стать лидером Петербурга, похоже, не смогла, так как сосредоточилась на оптовых поставках по всей России. В ее планах — расшить сеть до Хабаровска. Однако, несмотря на растущий оборот, предприятие остается убыточным, а в 2015 году к нему 2 раза подавали банкротные иски кредиторы. По всей видимости, не задалась и попытка Алексея Антипова развить собственную розницу — построить к 2016 году 100 магазинов в Москве и Петербурге за 300 млн. рублей. «Цветочный бизнес очень непростой, поэтому инвестор очень сильно рискует», — не скрывает пессимизма директор ООО «Невский флористический альянс» Виталий Свиридов. Он поясняет, что для выращивания роз очень сложно найти высококлассных агрономов и при больших объемах (а «Новая Голландия» — крупное предприятие) сложно спланировать рынок сбыта.
Зачем ювелирам розы
Но как раз розничные продажи хорошо удаются холдингу «585 / Золотой». Под его управлением находится более 600 ювелирных салонов по всей России, и партнеры не исключают, что дополнят их ассортимент цветами. «Наши клиенты, покупая кольцо, как правило, дарят и цветы, поэтому мы решили диверсифицировать бизнес», — говорит Антон Петров, подчеркивая, что инвестиции в цветочный бизнес долгосрочные и окупятся не скоро.
Антон Петров и Алексей Феликсов намерены участвовать в стратегическом управлении «Новой Голландией». В планах бизнесменов — скупка других цветочных производств, которые сейчас находятся в плачевном состоянии, а также развитие цветочной розницы.
В последнее время холдинг активно осваивает непрофильные направления. Так, если смежные с ювелирным направления — производство, ломбарды, микрофинансирование — компания развивает уже несколько лет, то в этом году Антон Петров и Алексей Феликсов инвестировали в создание сети пекарен «Цех 85» в Петербурге. В планах — развитие сети пекарен до масштабов страны.
Такое пристальное внимание бизнесменов к смежным сферам может быть вызвано замедлением роста ювелирного рынка. Так, по прогнозам ГК «Финам», рынок ювелирных изделий по итогам 2016 года продемонстрирует околонулевую динамику, прибавив менее 5%, до 100 млрд. рублей. Однако, как справедливо замечает Антон Петров, хотя маржа в ювелирном бизнесе и сократилась, она все еще остается более высокой, чем в цветочном бизнесе и в общепите. В компании подчеркивают, что в 2017 году рост розничной сети «585 / Золотой» продолжится.
Насколько я знаю, «Новая Голландия» не первый год ищет стратегических партнеров. В последнее время стало больше подобных сделок, причина в том, что многие проекты в сфере теплиц реализованы на кредитные деньги и обслуживать обязательства становится все сложнее. Для «585» актив непрофильный, но создавать новое предприятие сейчас очень дорого, а у «Новой Голландии» есть и сформированный бренд, и своя доля рынка, и налаженные каналы сбыта. Единственный риск, который я сейчас вижу, — это возможное укрепление рубля, импортный цветок снова подешевеет, и конкуренция усилится.
Алексей Лякишев, операционный директор холдинга «Пулковские цветы»
В климате Северо-Запада нет смысла выращивать розы. Это бизнес для Крыма и Краснодара, а здесь слишком высокая себестоимость за счет больших расходов на электричество. С таким же успехом можно построить теплицы и выращивать бананы. Северные страны, наоборот, сворачивают производство роз. Например, Голландия за 10 лет на 90% сократила производство роз, Финляндия тоже в разы сократила объемы выращивания роз, делает ставку на герберы, хризантемы. В Петербурге доля отечественных роз составляет 3–5%, остальное — импорт, в основном из Африки и Южной Америки. Рынок в штуках сократился на 30%, в деньгах тоже было падение, несмотря на инфляцию и рост цен.